"...Пётр... предпочтение отдавал "Кугорновой системе", то есть способам укрепелния, разработанным голладским теоретиком и практиком военного строительство Минно Кёгорном.... В недавно изданной книге, посвященной строительству Петропавловской крепости, её автор, искусствовед Сергей Степанов утверждает, что Пётр в наибольшей степени был приверженцем французской системы С. Вобана".
По крайней мере, Катька знает о моем интресе к крепостям, хотя бы, чисто визуально-лазательном. Посему, данную формулировку я воспринял как вызов, собрал в кучу куцые знания и, призвав на помощь Яковлева и всемирный интернет, решил хоть немного разобраться.
Конечно, отнимать хлеб у
Сначала немного общей информации. В допетровскую эпоху оборона русских крепостей в основном, сводилась (по Яковлеву) к
1. Тактике "выжженого окружения"
2. Постройке ретраншаментов
3 Частые вылазки (активный способ обороны)
4. Противодействие минам

В Европе же вовсю развивалась бастионная система укреплений, а в Голландии (напомним - в то время шли ожесточенные войны) , чья структура почвы, болотистая и непрочная, в чем-то похожа на петербургскую в дополнение к бастионам стали устанавливать и кронверки и хорнверки - то есть, сооружения впереди равелина, позволяющие задержать атакующих на возможно долгое время.
Кронверк на простом рисуночке выглядит вот так:
Одновременно в Европе того времени боролись друг против друга два гения фортификации - Вобан и Кёгорн. Причем, "боролись" - слово здесь неслучайное, нередки были случаи, когда один, скажем, брал крепость, укрепленную другим.
Что это были за люди, и чем они прославились?

Итак, что же предложил Вобан в качестве теоретика и практика осады и атаки? Взглянем на рисуночек:
Это знаменитая система постепенной атаки крепостей. В деталях - чуть позже, сначала принципы:
1. Разумное использование артиллерии
2. Внимание к потерям
3. В первую очередь подавляется огневая мощь соперника.
Основная идея постепенной атаки Вобана была в том, чтобы подаваться вперед медленно, но верно, с наименьшими потерями, что весьма ярко выражалось афоризмом: “Побольше поту, поменьше крови”. Достигалось это постепенным выстраиванием "параллелей" с одновременным подавлением огня врага так называемым "продольным способом". При этом основная цель - отнюдь не укрепления, а именно батареи соперника.
При этом перевеса над артиллерией обороны он достигал не столько числом орудий, сколько соответствующим распределением батарей и их охватывающим расположением. Вобан стал располагать осадные батареи на продолжении фасов атакованного фронта, отчего получилось огромное увеличение поражения благодаря большой вероятности попадания и рикошетам, которые давали шарообразные ядра гладкостенной артиллерии. Сами батареи получили поэтому название рикошетных и располагались у первой параллели; длина последней и определялась крайним положением этих батарей, поражавших опасные для огня постройки фронтов, смежных с атакованным. Введение рикошетного огня было новым и могучим фактором, повлиявшим на дальнейшее развитие фортификации.
Подавили немного - роем следующую параллель, а там уже приблизились и закладываем мины. Таким образом он почти что показательно взял Маастрихт в 1673 г, Люксембург в 1684 г., Адт в 1697 г..
Что же до его идей в обороне - то здесь он в большей степени полагался на бастионную систему. При этом, он немного изменил сами бастионы, увеличил их протяженность, отказался от ярусных фланков, заменив их на прикрытие орильоном.
Вот так выглядит бастион по Вобану (справа):

В дальнейшем Вобан усовершенствовал свою систему - так были созданы Ландауская система с тур-бастионами (получались два яруса обороны - нижний казематный и верхний с открытой ружейной обороной), и Ней-бризакская система, немногим отличавшаяся от первой: по-другому расположена куртина, более глубокое расчленение.
Отмечают у Вобана и следующие нововведения или, скажем так, введение в постоянный практический оборот:
1. Звездообразные форты
2. Глубокая привязка к местности. Каждая крепость по использованию рельефа или наличию естественных преград уникальна
3. Использование, по возможности, местных материалов - когда враг вот-вот подойдет, а денежки в результате долгой войны почти тю-тю, получается и быстрее и дешевле
4. Использование т.н. "Pré carré" - выносных небольших точек обороны
Кроме того, Вобан немного изменил вооружение защищающихся за счет новых мушкетов. (по английски - flintock, русский аналог я отыскать не смог).
Подводя итог, Вобан - прежде всего не теоретик, а практик, его система не революционна, как скажем, система Пагана, она, скорее, эволюционна. Жесткая привязка к местности, правильная организация обороны, четкое и быстрое строительство, которое, как правило, еще и дешевле, бастионный метод с открытым полем боя - вот, резюмируя, его принципы.
Теперь еще несколько крепостей, построенных им или по его системе
Крозон:

Белегарде :

Как выяснилось, австрийцы строили или перестраивали крепости в Сербии тоже по системе того же Вобана. Так что, тут уместным будет повесить наш любимый белградский Калемагдан:

И две фотографии крепости Петроварадин из окрестностей Нови Сад, хотя бы, потому, что я там так и не побывал:


Теперь о Кёгорне, или, как у нас произносили его имя, Кугорне.

Именно с именем Кёгорна связано укрепление Новой Голландской системы (Nieuw Nederlandse Stelsel). Основные направления укрепления:
1. Большие бастионы 2. Склады амуниции внутри самой крепости, что было существенной подмогой против осады.
О самих бастионах.

Что же еще особенного у Кёгорна? Вспомним, что Голландия болотиста и водяниста, почвы там рыхлые. Поэтому слишком высокие стены не построишь. Соответственно, большее значение в его системах приобретают вспомогательные элементы. В силу этого, а может и не только в силу этого, Кёгорн строит не только по бастионному принципу, но и использует полигональное и тональное начертание. Там, где это было возможно, он окружал свои укрепления двумя рвами; из них внешний был наполнен водой, внутренний же был сухим и обыкновенно имел ширину около 125 футов; он служил плацдармом для осажденных, а в некоторых случаях и для отрядов кавалерии. Теоретическим принципом его системы, как при нападении, так и в обороне, являлось превосходство комбинированного массированного огня над рассредоточенным огнем. Рвы до последнего момента атаки получают сильную пушечную и ружейную оборону, для чего устраиваются казематированные фланки-орильоны, эскарповые и контрэскарповые галереи и особые фланкирующие постройки, идущие поперек рва и называемые кофрами. Для упорства обороны и чтобы заставить противника вести атаку на 2 равелина и 1 бастион, применялся ряд преград в виде наружных и внутренних вспомогательных построек с самостоятельной обороной. Вот один из примеров с водной преградой:

Ну, и чтобы подытожить, фотография той самой цитадели Намюр, кою наши друзья Кёгорн и Вобан передавали друг другу:

А что же Петропавловская крепость? Посмотрим на её план.

Как и у Вобана, у Петропавловки - орильоны. В пользу Вобана говорит и бастионный принцип построения. Но! Изобилие вынесенных вперед дополнительных сооружений, ров (хоть и не два!), говорят у том, что изучение Кёгорна не прошло даром. И недаром Пётр ездил в Голландию. В общем, синтез, наверно.
Ну, и чтобы никто не подумал, что я умный, можно почитать следующее:
1. В. Яковлев. История крепостей (оттуда отсканированы некоторые рисунки)
2. О Вобане
3. Его объекты
4. Ну, и чтобы окончательно не считали, что я сам что-то знаю
Словари терминов
Раз и два